15 ноября 2007 •

Максим КАДАКОВ, фото автора

Когда несешься по автобану в окрестностях Пекина, душа уходит в пятки. Страшно не только потому, что все вокруг едут вдвое медленнее, но и потому, что на пределе работает все: мотор, подвеска, тормоза. Одно неловкое движение и… А ведь я прилетел в Китай, чтобы посетить семинар по безопасности.

Дизайн интерьера В14 неплох. Материалы — среднего качества. Руль регулируется по углу наклона. Механизм переключения коробки передач — посредственный

В исследовательском центре фирмы Chery мне предстояло знакомство с последними разработками в области защиты седоков при аварии: китайцы, особенно после краш-тестов Авторевю, хотели показать, что оперативно вносят конструктивные изменения. Но из-за небывалого тумана пекинский аэропорт закрыли, и вылет в город Уху, что в провинции Анхуй, задерживался на неопре­деленное время.

И тогда мы отправились к одному из пекинских дилеров Chery.

Директор Ванг Цекун оказался человеком приветливым и выдал нам на несколько часов два новых автомобиля: хэтчбек Chery A1 и большой универсал Chery B14. А в качестве «навигационной системы» к нам приставили молодого парня, которого отрекомендовали как очень опытного водителя.

В Китае Chery B14 называется CrossEastar — с намеком на агрегатное родство с седаном Eastar и на «перекрест­ный» жанр. В самом деле, Chery B14 с его тремя рядами сидений и высокой крышей уже велик для традиционных универсалов, а для полноразмерных минивэнов еще мал. Спереди машинка неплоха: решетка радиатора, крупные фары, капот и передние крылья «прорисованы» аккуратно. Но монотонные боковины, безликие арки задних колес и невыразительная задняя часть кузова уже заставляют скучать.

Интерьер порадовал отсутствием вычурных элементов декора и приемлемой эргономикой. Правда, блок климат-контроля расположен низко, стекло дисплея постоянно бликует. Но в целом — добротный интерьер, который наших покупателей может смутить разве что быстро пачкающейся светлой обивкой. Хотя, скорее всего, российские партнеры, как уже не раз бывало, смогут настоять на замене светлого интерьера на серый или черный.

Сиденье водителя имеет массу регулировок, но удобством не блещет Третий ряд сидений — для людей среднего роста Chery B14 чуть выше традиционных универсалов. Широкие задние двери обеспечивают удобный
доступ на задние места

На втором ряду — раздолье. Пассажир среднего роста может сидеть нога на ногу. А третий ряд сидений — почти «взрослый». Все зависит от того, кто именно эти взрослые — китайцы или европейцы. Мне, например, там неудобно: приходится сдвигать вперед установленный на салазках диван среднего ряда — иначе колени не умещаются. Китайцам здесь места с запасом. А позади еще и багажник под два небольших чемодана.

Двухлитровый 128-сильный мотор нового семейства Acteco, разработанного австрийской фирмой AVL, оказался довольно шумным (или это шумоизоляция не очень хороша?), а его потенциала хватает лишь для размеренной езды. Пятиступенчатая коробка переключается не ахти как. Тормоза — «на пределе»: в штатных ситуациях проблем нет, но эффективность заметно падает уже при повторном интенсивном торможении.

Ключ — как у автомобилей концерна Volkswagen. Качество, конечно, похуже
Изящный блок климат-контроля с приятной графикой портит постоянно бликующее стекло. И расположен он слишком низко
Средний ряд сидений установлен на салазках. Места для ног — с запасом. Если бы еще и центрального тоннеля не было… «Багажные» сиденья складываются по частям. За ними — место для двух больших сумок. В подполье — ниши для инструментов

Управляется CrossEastar средненько. Реактивное усилие на руле есть, но «прозрачности» явно не хватает. Не хватает и остроты — приходится активно работать рулем даже на пологих поворотах, но при быстром вращении баранки руль «затыкается», а сам автомобиль изрядно кренится.

Вскоре выяснилось, что китайский «ас» — просто местный парень-водитель, но с атрофированным инстинктом самосохранения. Быстро идем связкой, другие машины довольно плотно «разбросаны» по дороге в шахматном порядке — и мы вынуждены «вышивать». Когда деваться совсем некуда, смелый китаец бросает свой Chery в узкую щель между грузовиками в крайнем правом ряду и бетонным отбойником. Я за ним: ведь отстать — значит заблудиться! За двадцать минут я успел вспомнить все: и безоблачное детство, и свой первый тест-драйв в Авторевю… Интересно, за такую езду в Китае просто сажают в тюрьму — или расстреливают?

Едет большой универсал безвкусно: большие крены, невнятное рулевое управление. Тормоза — на пределе
Боковые повторители указателей поворота размещены на корпусах наружных зеркал. Толстые передние стойки серьезно ограничивают обзор Двухлитрового мотора семейства Acteco хватает лишь для размеренной езды. Помимо него есть старый 128-сильный мотор Mitsubishi 2.4 (как на седане Eastar)

Мы остановились, я пересел в компактный хэтчбек Chery А1 — и безумие продолжилось.

В России Chery А1 будет продаваться под именем Kimo. Это основательно модернизированный малыш QQ/Sweet (то бишь Daewoo Matiz): иной дизайн, новый интерьер, увеличенная на 50 мм колесная база, 83-сильный двигатель Acteco 1.3. Фактически новый автомобиль! Но именно поэтому и «кукушонка» не снимают с производства: после легкой модернизации его продают под именем QQ3, причем на том же шасси уже выпускается псевдоседанчик Chery QQ6 — все эти машины показывали летом на московской выставке Интеравто (см. АР №17, 2007).

Дизайн Kimo разрабатывался с помощью стилистов итальянской фирмы Bertone. Неплохая работа: таким вполне мог бы стать, например, Chevrolet Spark. Интерьер — на порядок современнее, чем в «кукушке». В салоне почти исчез резкий запах дешевых материалов. И пусть подгонка некоторых пластмассовых деталей оставляет желать лучшего (это видно даже на фотографиях), в целом — добротная сборка. Широкие сиденья с яркой комбинированной обивкой обеспечивают удобную посадку, а диапазона продольной регулировки вполне хватит водителям среднего роста. Забавный трилистник циферблатов и вовсе хорош, особенно когда горит голубоватая подсветка.


На ровном, как стол, автобане Kimo держится весьма уверенно даже на высоких скоростях. Но активные перестроения заставляют водителя напрягаться. И тормоза все еще «китайские»: после нескольких интенсивных замедлений в салон потянуло неприятным запахом жженого металла, а эффективность тормозной системы резко упала

Головной свет теперь включается привычно: вместо вращающего колесика слева от руля (как на QQ) нужно поворачивать набалдашник левого подрулевого рычажка (как на всех японских машинах). Но вместо одной заморочки появилась другая — рычаг стояночного тормоза. На месте привычной рукоятки находится гигантская плоская клавиша с острыми краями, которую нужно тянуть вверх. Хуже не придумаешь! Зато есть USB-разъем для подключения внешнего источника сигнала к штатной аудиосистеме. А на более дорогих версиях — и DVD-плеер с огромным экраном на центральной консоли!

Моторчик в Kimo еще шумнее, чем в «кросс-универсале» B14, а крутить его надо еще безжалостнее. Тормозов «не хватает» — от них уже попахивает жженым металлом. Рулевое управление страдает низкой информативностью, что особенно заметно при быстрых перестроениях из ряда в ряд. Да и подвеска настроена на более уравновешенную езду: Kimo сначала сильно кренится, а уже потом встает на заданную траекторию.

Пластмассовые панели подогнаны не идеально, но сама пластмасса — приличного качества CD-плеер и USB-вход — в базовом оснащении Приборы информативны и красивы — в самый раз для недорогой машинки

И все же Kimo получше «кукушки». Правда, доля таких «кубышек» в общем объеме китайского рынка новых легковых машин постепенно падает: народ здесь предпочитает седаны — хотя бы такие небольшие, как Buick Sail (Opel Corsa пред-предыдущего поколения с «седанистым» багажником). Но ведь есть экспортные рынки! Kimo хотят продавать даже в Северной Америке под маркой Dodge — конечно, после некоторой доработки. Недавно в Канаде провели опрос: из тысячи респондентов свыше 40% готовы купить такую машину, если она будет не дороже $10000.

У нас желающих приобрести небольшой и недорогой автомобиль тоже много. Тем более что Ока, считай, при смерти, Daewoo Matiz стареет… Беда в том, что в России за Chery Kimo в топовом исполнении (с мотором 1.3, двумя подушками безопасности, АБС, кондиционером и DVD) будут просить $12000. Дорого! Зато DVD-плеер — «в базе».

Это не детский совочек, а… рычаг стояночного тормоза. Хуже не придумаешь
Маленькая машинка — крохотный перчаточный ящик
Багажник — как в «кукушке». Ну, может, чуть больше
Архитектура передней панели заставляет позавидовать китайцам: эх, если бы такой была модернизированная Ока! А вот механизм переключений пятиступенчатой коробки еще требует доработки

Кстати, российские импортеры Chery ориентируются уже не на Daewoo Matiz (с ним по-прежнему будет конкурировать QQ), а на Chevrolet Spark и Kia Picanto — автомобили более престижные и более дорогие. Впрочем, покупателям предложат и более доступный Kimo с мотором 1.1 (68 л.с.), без DVD, но с АБС, двумя подушками и кондиционером — за $9000.

Передние сиденья с яркой обивкой — на порядок комфортнее, чем в «кукушке»
Задние кресла: места для ног хватает, а вот в плечах тесновато
Новый 83-сильный мотор 1.3 16V семейст­ва Acteco разработан австрийской фирмой AVL. Шумит на все сто сил, а едет силенок на шестьдесят
Огромные крены, заднее колесо почти в воздухе. По доводке шасси новенький Chery Kimo недалеко ушел от старого Матиза

А что с семиместным универсалом Chery B14? В Китае базовую версию (двухлитровый мотор, механическая коробка передач) можно купить за 99800 юаней (около $13300). Если машины ввозить в Россию, то цена самой доступной версии составит $21500, а самой дорогой — $25000. Если же сборку универсала наладят у нас, нижняя планка упадет до $18000. Тоже немало. Особенно учитывая неустановившийся пока имидж «китайцев» и их низкую пассивную безопасность.


Приятная машинка, не правда ли? За дизайн можно смело ставить «пятерку»

Впрочем, о безопасности новых моделей — таких, как Kimo и B14, — мы и должны были поговорить в Уху. Но не сложилось: сплошной туман. Может, в следующий раз?

Паспортные данные
Параметры Автомобили
Chery A1 (Kimo) Chery B14 (CrossEastar)
Тип кузова 5-дверный хэтчбек 5-дверный универсал
Число мест 5 7
Размеры, мм  
длина 3700 4662
ширина 1578 1820
высота 1527 1590
колесная база 2390 2800
клиренс 137 н.д.*
Снаряженная масса, кг 1040 1505
Полная масса, кг 1445 н.д.
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1297 1971
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 83/61/6000 128/95/5750
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 114/3800—4500 182/4300—4500
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая
Привод передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная независимая, пружинная, многорычажная
Тормоза передние дисковые дисковые, вентилируемые
Тормоза задние барабанные дисковые
Шины 175/60 R14 205/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 156 170
Средний расход топлива, л/100 км 4,6 6,0
Емкость топливного бака, л 43 61
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95
* Н.д. — нет данных

Числом, а не умением

Как в Китае продают автомобили? По-разному. В заштатных городишках до сих пор масса необустроенных торговых площадок и страшненьких автосалонов, а в крупных городах вовсю возводятся со­временные торгово-сервисные сети и возникают торговые деревни — автомоллы.

Марка Сhery пока не входит в когорту лидеров столичного рынка. В «большом» Пекине (с пригородами) расположено 15 официальных дилерских центров фирмы Chery — не так уж и много для мегаполиса с 17-миллионным населением. А техцентр Xin Rui Ming De, в котором мы и взяли машины на тест, — крупнейший в столице. И самый молодой: он работает менее года. Большая «коробка» со стеклянными стенами, площадь всех помещений — 6000 м². Но все сделано из современных материалов. Везде — подчеркнутая чистота. В принципе здесь вполне можно продавать и дорогие машины, в том числе европейские.

В центре, который ежемесячно реализует чуть больше сотни машин, работает 100 человек, но при этом лишь 20 сотрудников заняты на СТО и «выездном» сервисе — оказывают водителям помощь на дороге. А что делают остальные?

У шлагбаума — два охранника. Бодрые, в идеально подогнанной униформе. Каждому въезжающему отдают честь. У входа в здание — еще один охранник. У мойки — еще один… Переступил порог — и тебя встречают две красавицы. У стойки приема заказов — еще четыре девушки. По залу снуют продавцы-консультанты и менеджеры среднего звена. Есть и чайная комната, в которой хозяйничают две девушки, прошедшие специальные «чайные» курсы. Народу — как в Китае!

А это — новенькие лифтбеки Chery QQ6. В следующем году в России будут продаваться все три новые модели — и Kimo, и QQ6, и B14. Но точные сроки и последовательность вывода машин на наш рынок пока неизвестны
Я поблагодарил стража за охрану нашего Kimo, но он ничего понял: с английским у большинства китайцев нелады

Директор центра Ванг Цекун имеет семилетний опыт работы в автобизнесе (по местным меркам — гуру), а его друзья — руководители дилерских центров Geely, BYD, Brilliance. Каждый знает манеру работы друга-конкурента и каждый стремится найти свой подход к клиентам. Ванг Цекун организовал целый департамент по послепродажной работе с клиентами: владельцев приглашают на праздники и экскурсии, дарят билеты на концерты. Если глава семейства купил себе Tiggo или Eastar, менеджеры сделают все, чтобы его сын приобрел QQ или Amulet: уж если в семье будет две машины от одного дилера, то в будущем клиенты едва ли уйдут к другим продавцам.

Самые «ходовые» модели — это QQ и Tiggo. «Кукушка» в базовом оснащении стоит 30800 юаней (около $4100), за Amulet просят 51800 юаней (около $6900). На все машины — гарантия два года или 60 тысяч км. И лишь на новый Chery Kimo действует «длинная» гарантия: четыре года или 120 тысяч км.

Кроме того, покупатель должен заплатить налоги (около 11% от стоимости машины), оформить страховку, зарегистрировать автомобиль и получить номерные знаки (регистрационный сбор составляет около 100 юаней). За небольшую плату сотрудники центра самостоятельно уладят все эти формальности — нужно лишь подождать день-два.

Участок кузовного ремонта: оборудование есть, а работы нет…
Суббота — «клиентский» день. Но даже сегодня длинный ряд подъемников бездействует

Но ждать китайцы не любят, и в этом очень похожи на нас. Например, за два-три месяца до начала продаж здесь было получено 27 заказов на Chery B14, но трое клиентов не выдержали мучительного ожидания — и ушли к продавцам аналогичных машин других марок. А уже оплаченные 24 машины передали клиентам накануне нашего визита.

За стеной — сервисная станция на 16 машино-постов. Оснащение неплохое: ряд подъемников, небольшая окрасочная камера, стенд для проверки «геометрии» кузова. У каждого поста, на каждом подъемнике — фотография и имя «хозяи­на» рабочего места. Но работы, похоже, немного. В углу сбились в кучку несколько запыленных и обездвиженных машин. А на подъемнике висел один-единственный Chery QQ — меняли масло. Может, услуги СТО слишком дороги для покупателей дешевых «кукушек»? Или клиенты нового центра еще не успели накатать большой пробег или наколотить машин? При этом на соседних подъемниках стояли две аварийные Хонды. Откуда они в фирменном центре Chery? Китайцы сделали вид, что не поняли вопроса...

Объем продаж автомобилей класса А на российском рынке в 2007 году, шт.
Автомобиль январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь январь-
сентябрь
Daewoo Matiz 2358 1998 2507 4235 3838 3130 5322 4442 3870 31700
Kia Picanto 584 771 687 761 671 693 724 619 497 6007
Chevrolet Spark 506 295 517 678 543 404 375 207 325 3850
Chery QQ 35 60 122 148 211 249 191 125 62 1203
Hafei Brio 96 70 92 129 103 97 97 144 125 953
Peugeot 107 0 10 109 76 75 76 197 189 204 936
BYD Flyer II 87 95 87 107 75 83 36 27 28 625
Fiat Panda 39 14 1 153 38 7 16 63 6 337
Citroen C2 16 22 33 20 23 25 24 25 20 208
Peugeot 1007 7 7 12 5 6 9 13 7 2 68
Ока ВАЗ-11113 2 1 0 0 0 0 0 0 10 13
Всего 3730 3343 4167 6312 5583 4773 6995 5848 5149 45900

Источник: АвтоРЕВЮ